В моем представлении добыча газа рисовалась, как довольно простой и понятный процесс: нашли месторождение, привезли буровую установку, что-то типа большого сверла и начали сверлить. Дошли до полости, где скапливается газ, и давай его качать. На деле все оказалось намного сложнее и интереснее, и именно с точки зрения технологий, которые применяют сегодня для разработки таких скважин. Если первые скважины были неглубокими и простыми в производстве, то теперь усложняются конструкции и траектории скважин (!), увеличивается глубина, появились даже скважины с горизонтальными окончаниями!
И чем глубже залежь газа, тем больше возникает всевозможных технических и геологических сложностей. Процесс бурения скважин непрерывный и решения приходится принимать на ходу. Можно сказать, что в компании Газпром-бурение работают уникальные специалисты, а сама компания стала одним из мировых лидеров на рынке буровых услуг. Новоуренгойское месторождение невероятно огромное, пожалуй, даже не имеет аналогов в мире, и находится прямо возле Нового Уренгоя. Вернее, это город возник возле месторождения. Сперва это были деревянные бараки и вагончики, теперь это огромный современный город, который переживает стремительное развитие. Некоторые скважины находятся совсем рядом с городом, и тут же под боком бурят новые скважины, на одну из них мы и отправимся.
Попасть в город оказалось не так просто, я уже рассказывал историю, как мы кружили над городом 50 минут и в итоге улетели в Нижневартовск. Это приключение смогли выдержать не все - один коллега несколько раз терял сознание и в итоге уехал в Новосибирск на поезде. А мы рано утром снова загрузились в самолёт и полетели в Новый Уренгой.
Город живёт и строится, цены на квартиры вполне себе московские и, что характерно, спрос на жильё есть. Ещё интересный момент - Новый Уренгой является закрытым городом! Правда, мы никаких документов не оформляли и на себе это никак не ощутили, но рассказывают - если приезжаешь сюда на поезде, спрашивают документы. В общем, Новый Уренгой - это такой газовый улей, который только разрастается. На мой вопрос, что будет когда газ кончиться, меня заверили, что это конечно произойдёт, но её очень не скоро. Вот такие колосальные залежи газа у них там!
После приземления нам дали час на привести себя в порядок, и мы едем на Новоуренгойский участок. Вообще-то по плану был перелёт на вертолёте, но погода совершенно не лётная, и мы реализуем запасной вариант. На объект нас доставили на очень серьёзной машине, судя по всему, она приспособлена ездить в любых погодных условиях и ей не страшны ни сугробы ни метели.
Все, кто попадает на объект, в обязательном порядке проходят инструктаж по технике безопасности. Шутка ли? Под ногами море газа! А можно ли здесь курить, шутим мы, но никто уже не смеётся, наверно отшутились по этому поводу.
Среди огромного количества всевозможных инструкций и установок на стене висит даже такая оригинальная инструкция на тему, как вести себя, если встретился медведь.
Ставим подписи и потом получаем каски - это тоже обязательный атрибут на буровой.
Теперь быстро на буровую, светлого, часа два, не больше. Мы находимся очень близко к полярному кругу и сейчас тут световой день очень короткий, не успел докурить сигарету, а уже ночь, пошутил один из мужиков в курилке.
На улице не то что бы мороз, но когда сильный ветер, лицо тут же начинает замерзать. Что же тут твориться, когда температура падает ниже 40? Ребята говорят, что работы не прекращаются круглые сутки и работают они в любой мороз, и днём и ночью. Вот она, работа для настоящих романтиков, по-настоящему и без поблажек. Правда и зарплаты тут соответствующие, но такой график может выдержать далеко не каждый. Один из представителей компании Газпром-Бурение говорит, что те, кто долго проработал в таком режиме, после выхода на пенсию, имеют много проблем со здоровьем. И это не удивительно, работать по ночам и в такие морозы много лет, не всякий сможет. Вот так непросто, несмотря на современные технологии, добывается газ.
Первым делом идём в "тёплый цех", тут работают насосы с помощью которых циркулирует и очищается специальная смесь (буровой раствор). И что самое интересное, для разных видов пород, он может быть разным. Нам рассказывали например случай, когда добурились до интервала, который имел большие каверны (пустоты) и буровой раствор просто поглощался. Пришлось применять технологии, что бы пройти этот пласт, и таких нюансов у буровиков очень много.
Далее, не выходя на улицу, мы проходим на саму буровую установку. Тут находятся "боевой расчёт" - трое или четверо буровиков, которые не отвлекаясь на нас, продолжают закладку труб в шахту. Это один из этапов бурения, когда после прохождения определённой глубины, надо опустить вниз трубу, чтобы не было обвала грунта и зацементировать пространство за трубой.
Собственно, вот она, скважина. Весь процесс давно автоматизирован. Когда только начинали разрабатывать месторождения, скважины бурились вертикальные, вращая колонну бурильных труб. Теперь надо вгрызаться в глубины посерьезнее, есть скважины с глубиной до 6000 (!!!) метров, например. И бурятся они уже другими технологиями – с помощью винтовых забойных двигателей, роторных управляемых систем, верхними приводами и алмазными долотами. В процессе бурения, выбуренные частицы породы выносятся на поверхность непрерывно циркулирующей струей бурового раствора. Затем спускаются обсадные трубы и цементируется пространство между стенками скважины и трубами, для предотвращения обвалов стенок скважин и разобщения пластов.
На буровой вышке есть специальная будка, в которой сидит специалист и контролирует все этапы работы, кстати такие мониторы есть в жилом вагончике, где мы проходили инструктаж, можно было бы прямо оттуда посмотреть на весь процесс, но вживую, конечно, интереснее. Хотя самое интересное - как долото вгрызается в породу - мы не увидим никогда.
По всей буровой развешаны напоминания об опасности и соблюдении норм.
Вид с буровой. Сейчас только начало долгой зимы, потом тундра утонет под снегом. Когда морозы основательно пройдутся по земле, будет создан зимник, по нему на отдалённые буровые будет завозиться оборудование, еда и прочее, необходимое для жизни и работы.
А это мы забрались под вышку, посмотреть как она выглядит снизу.
Кстати, вся эта огромная вышка состоит из модулей и довольно быстро демонтируется. У компании есть норматив на развёртывание-свёртывание такой установки. И как только заканчивается бурение, производят демонтаж и перевозят на новое место.
После того, как скважина будет пробурена, остаётся вот такой "памятник" (фонтанная арматура. Фонтанка), на этом работа считается завершённой и установку перемещают на новое место. Через этот «памятник» и добывается в последствии природный газ.
Заканчивается наша короткая экскурсия на буровую. За эти пару часов солнце успело упасть к самому горизонту, и в городе мы оказались уже в полной темноте.
Новый Уренгой. По сути, из за плотного графика, мы его толком днём практически не видели. Заглянули в музей, посвящённый истории развития города и газодобыче, и спать. Если погода будет хорошей, в 8 утра вылет в тундру, на другую буровую вышку.
Жаль, не было возможности посмотреть, как производят разведку - судя по рассказам, это выглядит довольно интересно, берут определенную площадь и производят в нескольких точках взрывы, и потом по отклику от почвы делают анализ.