Чтобы узнать, как добывают газ в суровых условиях тундры, был организован пресс-тур на Южно-Русское месторождение для российских и иностранных журналистов двумя компаниями, входящими в Группу «Газпром», — ОАО «Севернефтегазпромом» и Nord Stream AG.
Южно-Русское нефтегазоконденсатное месторождение расположено в Северо-Восточной части Западной Сибири, в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, и является одним из крупнейших в России по объемам запасов. На сегодняшний день они превышают 1 трлн куб. м газа и 40 млн тонн нефти и газового конденсата.
Первые исследования этого региона проводились еще в конце 60-х годов прошлого века. 17 ноября 1969 года Уренгойская нефтегазоразведочная экспедиция во время испытания разведочной скважины № 6 получила фонтан газа из сеноманских отложений (глубина залегания от 900 до 1700 метров) — так было открыто это месторождение. Осваивать месторождение начали уже в этом столетии — в январе 2006 года начались работы по его обустройству, а в октябре 2007 года пусковой комплекс месторождения был введен в эксплуатацию. В 2009 году Южно-Русское месторождение — с опережением на один год — было выведено на проектную мощность добычи — 25 млрд куб. м газа в год.
В июне 2010 года стартовал новый этап в жизни «Южно-Русского» — впервые в России началось освоение туронской газовой залежи месторождения (глубина залегания — около 800 м), и уже в мае 2011 года был получен первый газ из экспериментальной скважины, а 5 декабря 2011 года туронский газ стал поступать в Единую систему газоснабжения (ЕСГ).
Месторождение находится в труднодоступном районе. Самый быстрый способ до него добраться — сесть на вертолет в аэропорту Нового Уренгоя и пролететь порядка 200 километров на восток над бескрайней тундрой, где нет почти никакого жилья (когда-то это был единственный способ, сейчас же до месторождения построена прекрасная дорога, своего рода «красноселькупский автобан»).
Взлётно-посадочная полоса аэропорта Нового Уренгоя.
Вид бескрайней тундры завораживает. Зимой это выглядит как снежная равнина до горизонта, и трудно представить, что под снегом скрываются тысячи озер.
Заманчивые песчаные пляжи. Увы, погода не располагает к купанию. Хотя день выдался жаркий (что редкость для этих мест), температура воды далека от комфортной. Купаться тут можно только в середине лета и плавать, как водомерки, только в верхнем прогретом слое воды.
Иногда на пути встречаются производственные объекты. Это — компрессорная станция «Уренгойская».
Причудливость природы.
По дороге из города Новый Уренгой на месторождение мы пролетаем мимо поселка Уренгой. В 60-е годы прошлого века он стал основным центром геологоразведки и домом для геологов-первооткрывателей гигантского Уренгойского месторождения. А еще раньше — в конце 40-х годов — поселок был одним из опорных пунктов при строительстве так называемой «Трансполярной магистрали» — проекта прокладки железных дорог на Севере России вдоль Северного полярного круга. Этот проект известен еще под названием «501-й стройки» или «мертвой дороги», на которой работало несколько тысяч заключенных ГУЛАГа и которая не была закончена.
Приближаемся к месторождению — в одну точку сходятся нитки трубопроводов. Это газосборная сеть месторождения, по которой газ идет от скважин до установки комплексной подготовки газа (УКПГ). На УКПГ газ очищается, осушается и отправляется в Единую систему газоснабжения России.
А вот, собственно, и сама УКПГ.
На безопасном от производства расстоянии видим вахтовый городок. Тут живут работники, занятые на производстве. Вокруг на сотню километров — ни одного жилья. На территории городка действуют очень требовательные правила поведения, включая строжайший сухой закон.
Север — суров :) В вахтовом городке нас встречает доброжелательный волк, которого умельцы из механо-ремонтной службы промысла смастерили из отработавших свой век запчастей и металлолома.
После расселения нас знакомят с техникой безопасности и предупреждают, что комаров будет много (советуют соответствующе одеваться). Но когда в номере гостиницы мы увидели количество приготовленного репеллента (специального антикомариного средства), то поняли, что поездка будет очень интересной и незабываемой. На фото — памятник комару от все той же механо-ремонтной службы.
Но пора все увидеть своими глазами. Миновав главный пропускной пункт, направляемся к зданию, где находится сердце промысла — главный щит управления.
Промысел Южно-Русского месторождения — один из самых современно оснащенных в России. Сотрудники контролируют технологический процесс, не выходя из помещения главного щита управления. Всего на месторождении в одну вахту работают 250 человек. Оперативный персонал круглосуточно контролирует технологический режим и корректирует параметры работы оборудования. Остальные работники обслуживают газовые скважины, системы водоснабжения и канализации, обеспечивают транспортные перевозки, содержание внутрипромысловых дорог, ремонт и ревизию технологического оборудования, исследование скважин. Сама вахта длится месяц. После месяца напряженного труда работники выезжают к месту постоянного жительства, а на их место прибывает следующая вахта.
Добыча газа на месторождении максимально автоматизирована, и практически все операции проводятся без участия человека. Заместитель начальника службы добычи газа показывает нам устройство, позволяющее регулировать подачу газа из скважины в сборный коллектор в дистанционном режиме.
Он же с гордостью демонстрирует нам «обвязку» скважины — здесь тоже применяются самые современные технические решения.
На сегодняшний день на месторождении эксплуатируется 143 скважины. Оператор по добыче газа 4 разряда «запускает» скважину, то есть направляет поступающий из нее газ в систему газосбора.
Газодинамические исследования на скважинах осуществляются с обязательным отжигом скважинной продукции на факел куста. Звучит непонятно для непосвященного человека, но все это помогает контролировать правильность разработки месторождения, определять характеристику пласта и параметры работы скважины.
Отправляемся на краткую экскурсию на установку комплексной подготовки газа (УКПГ). С виду УКПГ — это хитроумное переплетение труб, но на самом деле это сложнейший организм, состоящий из современных конструкторских решений, новейших технологий и высочайшего профессионализма работающих здесь людей.
Это здание — пункт переключающей арматуры. Сюда «приходят» газопроводы-шлейфы и соединяются в единый коллектор, и отсюда же потом «уходит» товарный газ.
А так пункт переключающей арматуры выглядит изнутри.
Строительство в условиях вечной мерзлоты очень специфично. Здания надо поднимать на сваях над землей, чтобы тепло от дома не растопило мерзлоту. В противном случае фундамент поплывет вместе с домом. Помимо этого нужно еще делать защиту вокруг свай или фундамента. Вот эти трубки на фотографии — термостабилизаторы, которые не дают растепляться вечной мерзлоте. В них закачан газ фреон-22, который работает как тепловой аккумулятор.
Камеры для приема и запуска очистных устройств, которые газовики между собой называют «скребками», а иногда и «свиньями» или «поросятами». С помощью этих устройств полость газопровода очищают от влаги и механических примесей.
Объем запасов туронской залежи Южно-Русского месторождения оценивается в 300 млрд куб. м. Это промышленно значимые запасы. Однако туронский газ, хоть и залегает выше сеноманского (напомним, что турон — это примерно 800 м, а сеноман — 900 — 1700 м), но является трудноизвлекаемым из-за низкой проницаемости коллекторов, их изменчивости по площади простирания, небольших дебитов газа, наличия невысоких пластовых температур, близко расположенной границы вечномерзлых пород и аномально высокого пластового давления.
Шлейф № 3, откуда газ из туронской залежи поступает на УКПГ. Скважина № 174 — экспериментальная и построена специально для добычи газа из «турона».
По конструкции эта скважина — двухзабойная субгоризонтальная, что позволяет вести раздельную и совместную эксплуатацию двух туронских пластов. Уникальное оборудование скважины произведено в России и стоит примерно в 100 раз дешевле американских аналогов.
По этой трубе товарный газ поступает в ЕСГ. Это только на фотографии она такая «миниатюрная», а в реальности далеко не каждый человек сможет дотянуться до нее по высоте.
На территории промысла есть своя пожарная часть. Часть всегда находится в боевой готовности. Помимо обслуживания производства, она также помогает тушить лесные пожары в окрестностях.