Первому прогнозу о том, что мировые запасы нефти вот-вот иссякнут, более 130 лет. Его сделал в 1875 году американский геолог Джон Ньюберри. С той поры такие предсказания появляются с завидной регулярностью и с завидной же регулярностью не сбываются. Ученые считают: неточность прогнозов связана с несовершенством современных методик оценки запасов полезных ископаемых. Наш же автор (Александр Полюх) уверен: дело тут совсем в другом - в том, что нефть - понятие климатическое.
Существуют некторые нефтяные парадоксы планеты Земля. Недавно группа ученых из Института проблем нефти и газа РАН (ИПНГ РАН) под руководством доктора геолого-минералогических наук Азария Баренбаума обнародовала новую концепцию происхождения нефти и газа. Согласно этой теории, крупные залежи углеводородов вполне возможно возникают не за миллионы лет, как ранее считалось, а лишь за десятилетия.
Российские специалисты обратили внимание на то, что наблюдается, казалось бы, необъяснимое увеличение запасов на давно эксплуатируемых нефтегазовых месторождениях в регионах с высоким потреблением углеводородов. В числе таких районов называются Татария и Чечня в России, Украина, Азербайджан, штаты Техас и Оклахома в США и Мексика. Концепция Баренбаума предполагает, что нефтегазообразование - это процесс не столько геологический, сколько климатический, связанный с круговоротом воды и углерода на планете. Механизм этого круговорота примерно таков. В ходе сжигания нефти и газа углерод выбрасывается в атмосферу в виде двуокиси. Тут он впитывается метеогенными водами и вместе с осадками опять попадает на землю. Вместе с водой углерод (преимущественно в форме гидрокарбоната) в условиях земной коры восстанавливается до углеводородов, из которых в геологических структурах-ловушках вновь формируются нефтегазовые запасы.
Выводы специалистов ИПНГ получили экспериментальное подтверждение в ходе разведочного бурения в Юго-Восточном борту Московской синеклизы (прогиб земной коры, наполненный осадочными породами).
По оценкам российских ученых до 90% нефтегазовых залежей на глубинах от 1 до 10 км появляются в соответствии с концепцией группы Баренбаума и только 10% формируются из органики, как это предполагалось ранее признанной теорией, автором которой был советский ученый академик Губкин.
Но один из самых важных выводов, к которым пришли российские ученые-геологи состоит в том, что, благодаря активному участию в образовании нефти и газа климатического круговорота, пополнение залежей ископаемых углеводородов происходит не за сотни тысяч и миллионы лет, а всего лишь за несколько десятилетий. Из этого следует, что даже довольно активная добыча нефти и газа не должна сильно влиять на потенциальную нефтегазоносность региона. Однако это верно лишь при условии, что извлекаемые углеводороды будут потребляться в пределах того же гидрогеологического бассейна, где велась их добыча. Или для восполнения запасов должны существовать другие мощные источники выбросов в атмосферу двуокиси углерода - например от сжигания каменного угля. Иначе говоря, нефтяные страны-экспортеры из арабских стран рано или поздно вычерпают свои нефтегазовые богатства. А вот Россия, при условии восстановления своей индустриальной мощи и ускоренного индустриального развития нефтегазовых регионов, имеет шанс сохранить свои ресурсы.