Нефть в цифрах22.11.2024 в 07:459182 просмотра 0 комментариев
В процессе транспортировки, приема, хранения и отпуска, потери топлива неизбежны. Они происходят, потому что технические средства для работы с топливом не обладают абсолютной герметичностью, а топливо по своей природе подвержено испарениям.
Но при бережном отношении к горючему, четкой организации работ по его сливу и наливу, перевозке, хранению и выдаче потери можно значительно сократить. Потери от утечек и разливов обычно происходят в местах неплотного соединения труб, рукавов, задвижек, в результате перелива топлива при заполнении резервуаров, автотопливозаправщиков, автоцистерн, бочек, канистр, баков машин, налива топлива в неисправные средства хранения, выплеск топлива через неплотно закрытые люки при движении автотопливозаправщиков и автоцистерн или через горловину бочек, если в пробках не поставлены прокладки.
Потери от утечек могут быть значительными. Так, при утечке бензина со скоростью две капли в секунду потери его могут достигать 1300-1500 кг в год, а при временных струйных течениях - до 2500 кг в год.
Для сокращения потерь ответственные лица обязаны систематически проверять исправность резервуаров и тары, прокладки на горловине, фланцах, а также набивку сальников в запорной арматуре, своевременно устранять неисправности. Нельзя допускать налива топлива в поврежденные резервуары и тару, переполнять тару при заполнении.
При перевозках топлива автомобильным транспортом или по железной дороге необходимо следить за тем, чтобы тара была исправна, закрыта пробками вверху и надежно закреплена, а горловина была плотно закрыта пробками с прокладками.
Потери топлива от испарения на первый взгляд кажутся незначительными. В действительности испарение является основной причиной его количественных потерь. Чем выше темпепатура топлива, тем больше его потери от испарения. При хранении, например, бензина в наземных резервуарах потери его в 1,7 раза больше, чем при хранении в полузаглубленных резервуарах, и в 2,7 раза больше, чем при хранении в заглубленных резервуарах.
При правильной организации работ на складе потери от испарения можно значительно уменьшить. Для этого слив и налив топлива должны быть «закрытой струей»; горловину железнодорожных и автомобильных цистерн необходимо закрывать брезентовыми чехлами; налив топлива в резервуары проводить по рукаву, присоединенном к сливо-наливной трубе, при закрытой крышке, горловины люков резервуаров и наливные отверстия тары плотно закрывать крышками и металлическими пробками с прокладками.
Интенсивность испарения топлива зависит от температуры начала кипения, фракционного состава и упругости паров продукта. Топливо с низкой температурой начала кипения (автомобильные и авиационные бензины) испаряются быстрее топлива, которое имеет высокую температуру начала кипения (дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей).
Вместе с тем автомобильный бензин испаряется интенсивнее авиационного, так как упругость паров автомобильного бензина выше, чем авиационного. Из бочки с открытой горловиной при температуре наружного воздуха 30°С в течение одного часа испаряется до 0,6 л авиационного бензина и около 1 л автомобильного бензина.
При хранении топлива в резервуарах потери от испарения происходят вследствие так называемых «малых» и «больших дыханий». Выход паров топлива из резервуара в атмосферу и поступление воздуха в резервуар из атмосферы, происходящие в результате температурных колебаний наружного воздуха, называются «малым дыханием». «Большое дыхание» резервуара происходит при заполнении и опорожнении резервуара.
Чем меньше колебания температуры и чем ниже температура топлива, которое хранится, тем меньше потери топлива от «малых дыханий». Понижение температуры топлива и снижение потерь достигается окраской резервуаров в светлые тона, хранением топлива в заглубленных и полууглубленных резервуарах, в хранилищах, под навесами, в закрытых траншеях и котлованах.
Неисправности дыхательных клапанов на резервуарах вызывают сверхнормативные потери топлива. А примерзание клапанов в зимнее время при заполнении или опорожнении резервуаров может привести к аварийным потерям топлива. В процессе эксплуатации резервуаров, сливо-наливного оборудования и трубопроводов необходимо постоянно проверять их техническое состояние.
Значительно снижаются потери при хранении затаренного топлива в полузаглубленных и заглубленных хранилищах. Годовые потери затаренного топлива, не укрытого брезентом, при его хранении на открытых площадках составляют 1%, под брезентом - 0,6%, в наземном хранилище - 0,4%, в полузаглубленных и залубленных хранилищах - 0,3% от количества хранимого горючего.